Москва. 1 октября. — На Атлантическом побережье США десятки тысяч портовых работников вышли на забастовку впервые примерно за 50 лет, пишет Financial Times. Порты прекратили работу.
Забастовка в крупных портах началась после истечения срока действия коллективного соглашения Международной ассоциации портовых грузчиков (International Longshoremen’s Association, ILA). Переговоры о новом соглашении, охватывающем около 25 тысяч работников, уже не первый месяц находятся в тупике из-за разногласий по вопросам оплаты и автоматизации труда, отмечает представляющий интересы работодателей Морской альянс США (United States Maritime Alliance, USMX).
«Мы готовы бороться и продолжать забастовку столько, сколько потребуется», — заявил президент ILA Гарольд Даггетт и призвал USMX «удовлетворить наши требования, чтобы забастовка закончилась».
Забастовка охватывает 36 порта от Мэна до Техаса. По данным Conference Board, на них приходится около четверти внешнеторгового грузооборота страны (порядка $3 трлн в год) и 57% американского контейнерооборота.
Исследовательская организация опасается, что забастовка приведет к приостановке импорта продовольствия, фармацевтической продукции, потребительской электроники, одежды и тем самым «парализует торговлю США».
При этом обработка военных грузов продолжится, сообщили в ILA.
Нефтегазовые терминалы также продолжат работать, пишет The Washington Post. Они обслуживаются другими работниками, которые в основном не входят в профсоюзы. Танкеры, перевозящие нефть и СПГ, как и балкеры для транспортировки зерна и других навалочных грузов, обычно заходят в другие порты, на которые забастовка не распространяется, передает CNN.
По оценкам JPMorgan Chase & Co., забастовка может стоить американской экономике до $5 млрд в сутки, однако не продлится более недели. Conference Board оценивает ущерб гораздо скромнее — в $540 млн в сутки.
«Если забастовка продлится неделю или две, грузы накопятся, но общие последствия будут минимальными, если не считать небольшого числа весьма портозависимых регионов, включая Саванну (штат Джорджия), — отмечает экономист Moody’s Analytics Адам Каминс. — Однако если она продлится дольше, это приведет к дефициту товаров и окажет повышательное давление на цены. Особенно проблематичной ситуация окажется для пищевой и автомобильной отраслей, очень сильно зависящих от портов, которые не будут работать».
Бизнес-лидеры неоднократно просили вмешаться в трудовой спор президента США Джо Байдена. По их мнению, закрытие портов потрясет экономику страны.
«Американцы уже пострадали от задержки поставок и нехватки товара в пандемийном 2021 году, когда были «заторы» в цепочках поставок, — сказала за несколько часов до забастовки глава Торговой палаты США Сьюзан Кларк. — Будет безрассудным допустить такое потрясение для нашей экономики в результате трудового спора».
Транспортные компании оказались не готовы ко всплеску популярности онлайн-шопинга в 2021 году, из-за чего подскочили цены на перевозку контейнеров, пишет MarketWatch. Ограничения на производство за рубежом лишь усугубили ситуацию.
Байден в воскресенье повторил, что не собирается заставлять портовых грузчиков возвращаться на работу, как то допускает американское законодательство в случае угрозы национальной безопасности.
MW отмечает напряженную обстановку и на других ключевых участках американской инфраструктуры, включая порты западного побережья и железные дороги, где работники также добиваются повышения оплаты труда и пытаются сдержать автоматизацию, а работодатели вынуждены экономить.
ILA в понедельник обвинила транспортные компании в завышении ставок фрахта и назвала предлагаемые USMX условия оплаты труда неприемлемыми, отметив серьезное инфляционное давление на членов профсоюза.
«Им нет дела до нас, — пояснил Даггетт. — Им бы лишь автоматизировать все на Атлантическом побережье. Поверьте, они оставили бы нас без работы, если бы могли. А сейчас наша работа — это бастовать».
USMX накануне заявил, что улучшил предложение об оплате труда и запросил пролонгацию текущего договора. «Надеемся, это позволит полностью возобновить переговоры по другим неразрешенным вопросам в целях достижения соглашения», — сказали в альянсе.
Между тем производители игрушек Mattel Inc. и Hasbro Inc. заранее позаботились о том, чтобы обезопасить значительную часть производства и поставок и перенаправили последние в порты на Тихоокеанском побережье, отмечают аналитики UBS.
«Производители игрушек и ритейлеры опасались портовых забастовок еще с весны, и мы видим существенный сдвиг в сторону западного побережья с восточного и ускорение поставок в и без того сложных условиях, которые наблюдаются с прошлой осени».
Логистика усложнилась за последний год из-за нападений на суда в Красном море и снижения уровня воды в Панамском канале, пишет MarketWatch.
«По нашим оценкам, пик производства и поставок игрушек пришелся на конец августа — первую половину сентября», — сказали в UBS.
Более 85% поставок Mattel и Hasbro проходят через порт Лонг-Бич, образующий вместе с портом Лос-Анджелеса массивный хаб для поставок из Азии.
Основная часть грузов двух компаний обрабатывается по заранее фиксированной стоимости, но обе они по-прежнему зависят и от волатильного спотового рынка, где паника периодически заставляет клиентов платить вперед за бронирование места в контейнерах и тем самым позволяет транспортным компаниям поднимать цены.
«Мы ожидаем, что потенциальные «заторы» скажутся на спотовых ценах, хотя непосредственное влияние на производителей игрушек может оказаться ограниченным, учитывая, что пик производства и поставок у Mattel и Hasbro позади, а 85-90% поставок на этот год уже обеспечены», — поясняет UBS.
В ноябре в США стартует сезон зимних праздников. По прогнозу Deloitte LLP, общий объем покупок в этот период увеличится на 3,3% после повышения на 4,3% годом ранее. При этом продажи в интернет-магазинах страны с 1 ноября по 31 декабря увеличатся максимально с 2021 года — на 8,4% по сравнению с ноябрем-декабрем прошлого года — и составят $240,8 млрд, ожидает Adobe.